Одессит Ярослав Трофимов — один из самых неординарных специалистов по маркетингу в Украине. Его выступления заставляют посмотреть на рынок и на мир в целом с неожиданной точки зрения. Об интернет-маркетинге у Ярослава тоже мнение свое, особое. Наш собеседник говорит об этом молодом направлении, не претендуя на истину в последней инстанции, но и не скрывая эмоций. После доклада на семинаре «Инновационные инструменты интернет-маркетинга: на шаг впереди всех!» мы попросили Ярослава поделиться с нами своими размышлениями.
— Что, по вашему мнению, сейчас в тренде на рынке интернет-маркетинга?
— В Украине ничего хорошего в тренде я пока не наблюдаю. В мире в тренде — понимать, что социальные сети не новый инструмент, что они существовали всегда. Социальная сеть по сути — это некое объединение на основе слабых социальных связей, то есть люди, которые связаны определенными интересами либо конкретным кругом общения. Продажа осуществлялась через социальные сети задолго до появления facebook и «ВКонтакте». Слабые связи всегда были гораздо важнее сильных с точки зрения как заключения сделок, так и решения любых жизненных, бытовых и каких угодно других вопросов. Те компании в мире, которые это осознают, выстраивают свою стратегию в социальных сетях, понимая, что они работают с людьми, а не с подписчиками, что они не постят, а общаются, не пророчат, а направляют и т.п. Такие кейсы существуют.
— Какие еще инструменты интернет-маркетинга, помимо социальных сетей, вы бы отметили как перспективные?
— Я считаю, что уже хватит увлекаться красивыми названиями и прикольными инструментами. Есть базовые, основополагающие принципы ведения коммерческой деятельности. Маркетинг — это, в зависимости от типа бизнеса, либо его главная функция, либо одна из главнейших. Что из инструментов работает в интернет-маркетинге? Да все работает! Сейчас нет ни одного инструмента, который бы не работал. Можно ли добиваться эффективности от собственного сайта? Можно, но только нужно правильно ставить к нему вопросы и требования. То есть не спрашивать, что я должен сделать на своем сайте, чтобы увеличился поток людей, например, в мой бизнес, а просто спросить: а вообще, изначально, мой сайт кому-то нужен или он был нужен только мне? Контекстная реклама как работала, так и работает, как приводила клиентов при грамотном использовании, так и приводит. Баннерка, всевозможные rich media, интеграция и т.п. работают на определенную аудиторию. В СНГ — хуже, допустим, чем в Европе; они с большим удовольствием кликают, чем мы.
— Как, по-вашему, будет развиваться SMM в ближайшие годы, в частности, в Украине?
— По-хорошему, маркетинг в социальных сетях – штука дорогая, сложная, требующая высокого уровня квалификации. И говорить, что SMM чем-то отличается по компетенциям от работы, например, топовых продажников на первой линии компании – это довольно глупо. Поэтому в не очень умных компаниях SMM и дальше будет оторван от всей стратегии предприятия и по-прежнему будет рассматриваться как один из рекламных инструментов, чем по сути абсолютно не является. В умных компаниях, где мало-мальски шарики с роликами, так сказать, складывают, он будет становиться частью системы продаж и консультирования клиентов – тем, чем он, по сути, и является. Это front line, первая линия. Раньше человек звонил, а сегодня с тем же успехом хочет связаться с вами на facebook, раньше писал письменную жалобу и присылал ее на ваш абонентский ящик, а теперь хочет ее опубликовать и получить реакцию. Тут впору задуматься: можете ли вы это аутсорсить, точно ли это могут делать любые стажеры, которые пришли в вашу компанию на месяц летней практики, действительно ли вы хотите, чтобы с вашими клиентами, нынешними и будущими, общался неизвестно кто, кто ничего не знает о вашей компании и бизнесе…
— Какие советы вы бы дали тем, кто только собирается выводить сообщество в социальные сети и ничего об этом не знает?
— Если вы не понимаете, как работают социальные сети, попытайтесь провести параллель с тем, как работают обычные живые сообщества. Бабушки на скамейке. Поймите, что вы хотите там сделать. Представьте, наконец: вы приходите на скамейку под своим домом, все обвешанные собственными логотипами, садитесь на край и начинаете громко рассказывать новости своей компании, периодически доставая из мешочка красивого кота и надевая на него очки. В среднем обычный пользователь вас так и воспринимает. Предприниматели, бизнесмены, большая просьба: делайте хорошо СВОЮ работу. Зарабатывайте на этом много денег. Производите самые лучшие диваны, сделайте в Одессе хоть одну нормальную, вкусную пиццу! Это же несложно. Научитесь выпускать футболки правильного размера, принты у дизайнеров заказывайте. Тогда у вас будет много денег, вы будете хорошо понимать своего клиента, сможете нанимать самые лучшие агентства, лучших консультантов, и они за вас сделают маркетинг. Они помогут вам правильно представить хороший продукт.